(Еще не оценили)
Загрузка ... Загрузка ...

При наличии ЗЭН проектировщикам также предоставляется возможность внутри зоны принимать оптимальные решения, не только опираясь на критерий капитальные затраты, но и принимая за основу для отдельных экономических районов страны такие факторы, как дефицит металла, недостаток людских ресурсов, и т. д. Так, в северных отдаленных районах страны, где нехватка людских ресурсов ощущается больше, чем в других районах, а дефицит газовых труб не принимает такого характера, как в Прибалтике, следовало бы строить городские газовые сети с таким расчетом, чтобы на них было установлено как можно меньше ГРП. Ведь эксплуатационное обслуживание ГРП более трудоемкое и требует куда больше людских ресурсов, чем обслуживание газовых сетей. В таких экономических районах, как Прибалтика, наоборот, следовало бы строить городские газораспределительные сети с привязкой максимального числа ГРП, что уменьшило бы металлоемкость газовых сетей.

Очень важным в исследовании ЗЭН является критерий экономического риска, позволяющий значительно уменьшить число вариантов при принятии окончательного решения. Существование этого критерия обусловлено именно тем, что каждый вариант развития системы оптимален лишь в определенных условиях, а в остальных случаях дает перерасход затрат. Поэтому при выборе варианта всегда имеется риск получить перерасход затрат из-за реализации тех условий, в которых этот вариант не оптимален.

Применение критерия экономического риска как метода исследования ЗЭН оптимального развития экономических систем в энергетическом хозяйстве достаточно полно излагается в работах. Некоторым недостатком указанных работ является то, что в них отсутствуют рекомендации по применению того или иного критерия для определения отдельных технико-экономических показателей топливно-энергетической отрасли, а также по выявлению сравнительных преимуществ при использовании тех или иных критериев.

Показатели экономического риска

Что касается известных нам литературных источников по оптимизации городских газораспределительных систем, то ни в одном из них критерии экономического риска не используются. Это свидетельствует в основном о том, что, с одной стороны, недостаточны осведомленность и математическая подготовленность специалистов, участвующих в проектных и других разработках, а с другой – неясны конкретная область и возможности применения того или другого критерия, являющегося составной частью совокупности понятия «критерий экономического риска».

В общем виде показатели экономического риска вычисляются по матрице суммарных затрат. Эта матрица дает численную характеристику рассматриваемой ситуации. Рассмотрим подробнее критерии выбора, которые практически можно широко использовать для определения оптимальных схем топливоснабжения разных категорий потребителей и экономических районов.

Данный критерий в области функционирования городских газораспределительных систем может быть применен в очень широком диапазоне: от сравнения разных вариантов проектных решений по капиталовложениям, эксплуатационным издержкам, металло- и капиталоемкости и т. д. до определения уровня прибыли от основной производственно-эксплуатационной деятельности   (включающей реализацию природного и сжиженного газа) и от разных услуг, оказываемых абонентам (по обслуживанию газового оборудования, по его монтажу, демонтажу, а также по капитальным ремонту и строительству), до роста производительности труда (по объему обслуживаемого газового оборудования, по каждой производственной службе и т. д.). Достоинство критерия Вальда, как видим, заключается в гарантии, что затраты не будут превышать некоторого значения при любом оптимальном варианте развития системы.

Однако ориентироваться только на самую неблагоприятную обстановку означает крайнюю осторожность, перестраховку.

Критерий Сэвиджа, или критерий минимаксного риска. Применение указанного критерия осуществляется с помощью матрицы «риска», которая определяет уровень перерасхода затрат из-за незнания нами предстоящего состояния природы. Матрица строится на основе матрицы затрат  путем сопоставления последствий каждого действия с последствиями того решения, которое мы приняли бы, если была заранее известна предстоящая ситуация.:

Матрица риска выражает перерасход, имеющий место при состоянии природы и действии по сравнению с оптимальным вариантом, наилучшим для этого состояния природы.

Суть критерия Сэвиджа – не допустить чрезмерно большого перерасхода. Выбор наилучшего действия по этому критерию производится путем применения к матрице  минимаксного принципа:

Кроме оптимизационных решений при выборе того или другого варианта проектируемой либо реконструируемой городской газораспределительной системы, вида топлива наиболее характерная область применения критерия Сэвиджа в практике работы специалистов-экономистов городского газового хозяйства заключается в текущем или долгосрочном планировании себестоимости, например, от реализации природного или сжиженного газа (по каждой калькуляционной статье и соответственно по элементам затрат каждой статьи); в определении плановой прибыли; в сопоставлении разных удельных затрат по газовому хозяйству и т. д.

Критерий минимаксного риска, как и критерий минимаксных затрат, является «консервативным» в том смысле, что с каждым действием связывается состояние природы, приводящее к наихудшим последствиям.

Критерий Лапласа, или критерий недостаточного основания. Если неизвестно, какое из состояний природы (случайных сочетаний исходных данных) будет иметь место, то следует принять их равновероятностными. В соответствии с этим критерием выбирается действие (оптимальный вариант развития системы), при котором достигается минимум среднего арифметического значения затрат:

Основным недостатком критерия Гурвица является то, что значения параметра а приходится выбирать исходя из субъективных соображений. Согласно установленным расчетам интуитивно его следует принимать в пределах от 0,5 до 1. Однако нужно сказать, чем ближе к 1, тем более серьезны последствия от незнания состояния природы.

Критерий оценки «перерасходов». В итоге при исследовании ЗЭН по критериям Вальда, Сэвиджа, Лапласа и Гурвица определяются четыре рациональные стратегии. Однако возможны и другие подходы к выявлению оптимальных решений. Чаще всего представляется полезным оценить перерасход, который дает та или иная допустимая стратегия выбора оптимального варианта развития системы по разным критериям:

Как видим, в систему уравнений не включен критерий Гурвица, так как в данном случае по своему содержанию он практически не оказывает существенного влияния на принимаемое решение, однако при желании он может быть включен в эту систему уравнений.

При решении системы уравнений определенный смысл и интерес будут представлять стратегии, оптимальные (применительно к перерасходам Я,) по минимаксному принципу:

Таким образом, если все рассмотренные критерии при выборе оптимального варианта развития системы указывают на одно и то же решение, то можно с уверенностью считать, что для ЗЭН найдено наилучшее решение задачи. Однако это случается довольно редко, так как указанные критерии чаще всего требуют разных решений. Тем не менее, применение их (при их сопоставимости) позволяет глубже проанализировать основные

возможные оптимальные варианты развития системы, и они фактически помогут выявить разумные в том или ином отношении действия. Это исключает возможность серьезных ошибок и облегчает принятие окончательного решения.

Два пути принятия решения в ЗЭН

Исходя из рассмотренного в данной главе, следует наметить два пути принятия решения в ЗЭН при проектировании ГСГ. Первый состоит в разработке новых методов оптимизации, позволяющих уже в исходных соотношениях учесть наличие погрешности; второй – в определении дополнительных критериев оптимизации внутри ЗЭН. В качестве таких дополнительных критериев можно принять составляющие, наиболее влияющие на общий критерий, которым присуща меньшая неопределенность. Такими свойствами по сравнению с эксплуатационными затратами и обладают капиталовложения.

В связи с этим в настоящее время при оптимизации ГСГ основным путем уменьшения числа вариантов, формирующих ЗЭН, для проектировщиков должен стать путь применения покомпонентного анализа, т. е. разложения главного критерия расчетных приведенных затрат на отдельные компоненты: капитальные вложения и эксплуатационные затраты, причем предпочтение следует отдавать капиталовложениям. Вместе с тем для уменьшения «ширины» ЗЭН введение дополнительного критерия – показателя экономического риска – позволяет существенно уменьшить число вариантов для принятия окончательного решения.

В 1958 г. Лентипроинжпроект разработал проектное задание на газоснабжение г. Вильнюс на перспективу до 1970 г., а в 1959 г. – такое же задание для другого крупного города Литовской ССР, г. Каунас, на перспективу до 1975 г. Газоснабжение указанных городов и осуществлялось на основе этих проектных заданий. Проектным институтом городского строительства Литовской ССР (г. Вильнюс) в ходе проведения работ по газоснабжению Вильнюса и Каунаса осуществлялись детализация отдельных участков городских распределительных сетей среднего и низкого давления, привязка ГРП к местным условиям и т. д. Весь этот проектный материал автором был собран и сопоставлен с фактическими результатами на конец 1970 г. для г. Вильнюс и на конец 1975 г. для г. Каунас.

Анализ погрешности

Для анализа погрешности исходной информации при строительстве ГРП в Вильнюсе и Каунасе были обследованы 27 ГРП, из которых 17 (или 63 %) имели отклонения фактических капиталовложений от проектных. Эти отклонения, как и полученные в дальнейшем при строительстве городских газораспределительных сетей, имели вид нормального закона распределения. На основе полученных данных по детально описанной в разделе 4.2 методике был построен график фактических и теоретических кривых распределения вероятности отклонений капиталовложений от сметной стоимости (±) при строительстве ГРП в Вильнюсе и Каунасе. Как видим из рис. 3.1, максимальная вероятность Р находится в интервале от -4,5 до +4,5 % и составляет от всех остальных отклонений 67 %.  Среднее арифметическое и среднее квадратическое отклонения составляющих капитальных затрат в процентах от проектных данных при строительстве ГРП в указанных городах, а городских газораспределительных сетей соответственно 0,8 и ±19,8 % (-12,5–И2,5). Как видно из приведенных данных, уровень погрешности исходной информации при проектировании и строительстве ГРП в 3 раза меньше, чем при строительстве городских газораспределительных сетей. Это объясняется следующим: при строительстве ГРП исходная информация в основном имеет физико-технический и технологический характер (характеристики и стоимость стандартного оборудования, объем строительно-монтажных работ ГРП по типовому проекту и т. д.), которые при проектировании ГРП учитываются более достоверно, чем исходная информация другого характера.

Анализ основных причин отклонения фактических капиталовложений от сметной стоимости при строительстве ГРП показывает, что таковыми являются: 1) замена технологического оборудования и разница стоимости его монтажа; 2) повышение заработной платы в зимнее время; 3) изменение стоимости сооружения линии электропередачи (ЛЭП); 4) изменение стоимости благоустройства территории ГРП; 5) уточнение размера средств для непредвиденных затрат. Самый большой удельный вес

как в отношении вероятности явления Р, так и в отношении составляющих капиталовложений имеют следующие причины отклонения: замена технологического оборудования и разница стоимости его монтажа, а также изменение стоимости строительства ЛЭП. Другие причины составляют всего 27,6 % удельного веса в отношении вероятности явления Р и 6,6 % в отношении составляющих капиталовложений.

Комментарии запрещены.

Метки
Добро пожаловать
На наш новый форум газовиков!
Полезное
Опрос

У вас есть дома газ?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...
Календарь
Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июн    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930  

Галерея

images_8 images_6 images_12 images_10