(Еще не оценили)
Загрузка ... Загрузка ...

Ниже приведены результаты анализа всех видов главной информации, собранной на основе фактических статистических данных, приемлемых в условиях Литовской ССР, и существенно влияющей на определения параметров ГСГ. Вместе с тем большая часть свойств информации и выводов может быть использована и в других регионах нашей страны.

Фактические статистические данные в основном были собраны Главным управлением газификации при Совете Министров Литовской ССР, производственными управлениями газификации Вильнюса и Каунаса из квартальных и годовых балансов основной хозяйственной и финансовой деятельности организаций; из актов приема заказчиком строительных работ по газоснабжению; из оперативных журналов учета расхода газа отдельными потребителями; из ведомственной переоценки и определения износа сооружений и передаточных устройств. Также нами использованы статистические отчеты и оперативные данные архивов Главного производственного управления энергетики и электрификации Литовской ССР, Вильнюсской линейно-производственной диспетчерской службы магистральных газопроводов, статистических управлений и архивов горисполкомов народных депутатов Вильнюса и Каунаса.

Собранные фактические статистические данные по своему содержанию были разделены на следующие категории.

Все перечисленные категории фактических данных сопоставлялись с проектными, что позволяло установить положительное ( + ) или отрицательное (-) их отклонение в натуральном выражении и в процентном отношении.

Кроме того, собран материал для анализа причин отклонения фактических данных от проектных.

В Вильнюсе и Каунасе отобран «слепым» способом 221 отдельный участок городских сетей, в том числе 111 в Вильнюсе и ПО в Каунасе. По этим отдельным участкам для каждого города определены среднее арифметическое Кср и среднее квадратическое а отклонения фактических составляющих капиталовложений в процентах от их сметной стоимости при строительстве. Так, по г. Вильнюс Кс? = -5,0%, сг=±21,0%; по г. Каунас /Сср = 6,6%, о=±17,2%. Путем совмещения всех участков обоих городов в одну группу были определены соответствующие показатели по Литовской ССР: Дср = 0,8%,  =   ±18,9%.

Из приведенных данных следует, что в г. Вильнюс при строительстве 111 отдельных участков газовых сетей оказалось сэкономлено, по сравнению с их сметной стоимостью, до 5 % капиталовложений, а в г. Каунас при строительстве ПО отдельных участков был получен перерасход на 6,6%. По Литовской ССР (на примере Вильнюса и Каунаса) среднее отклонение фактических капиталовложений от проектных незначительное, перерасход составляет в среднем 0,8 %.

Однако приведенные средние арифметические значения искажают сущность явления, так как они получены в данных расчетах детерминированно и не могут раскрыть вероятностно-неопределенных свойств отклонения капиталовложений рассматриваемых участков. Средние квадратические отклонения фактических составляющих капиталовложений от их сметной стоимости в Вильнюсе и Каунасе, а также по Литовской ССР в целом показывают, что эти отклонения отличаются от проектных данных в положительную и отрицательную стороны в среднем для каждого участка на ±(17,2-21,0)%. Для определения вероятностных характеристик случайных величин (вид закона распределения) были построены графики фактических и теоретических кривых распределения вероятности отклонения капиталовложений от сметной стоимости (±) при строительстве городских распределительных газовых сетей в Вильнюсе, Каунасе и по республике в целом.

При построении указанных графиков мы придерживались следующей методики: по оси абсцисс откладывали участки с отклонением капиталовложений от сметной стоимости через каждые 5%, далее были найдены отклонения, равные 0. Таким образом, по оси абсцисс в левую сторону от нуля расположились все участки газовых сетей с отрицательным (т. е. с экономией) отклонением капиталовложений, а в правую сторону от нуля – все участки с положительными (т. е. с перерасходом) отклонениями. По оси ординат откладывалась вероятность явления Р. Верхняя точка от оси ординат вероятностного явления Р определялась следующим образом: сначала было найдено максимальное число участков, расположенных в одном интервале по оси абсцисс. Естественно, что этот интервал должен находиться вблизи нулевой точки, т. е. он оказался в интервале  -2,5-1-2,5%-   Полученное   максимальное   число   участков в указанном интервале было разделено на общее число исследуемых отдельных участков. Следующие точки по оси ординат определялись пропорционально вниз от верхней точки Р.

На основе полученных фактических кривых, которые принимают характер нормального распределения, были построены теоретические кривые с помощью таблицы нормального распределения.

Анализ графиков фактических отклонений капиталовложений от сметной стоимости при строительстве городских распределительных газовых сетей позволяет ясно увидеть, что эти отклонения не следует определять как однозначные детерминированные, так как они имеют ярко выраженное вероятностное явление с нормальным законом распределения. Вероятностное максимальное значение Р в этих случаях в основном находится на оси абсцисс в интервале -12,5  -12,5 % и составляет от всех остальных значений в г. Вильнюс 55,8, в г. Каунас 64,5, в Литовской ССР 60,2 %.

Следует отметить, что при сопоставлении фактических капиталовложений со сметными данными наглядно выяснилось и такое явление, как несоответствие проектной и фактической длины участков газопроводов. Эти отклонения также принимали часто вероятностное значение с нормальным законом распределения. Так, например, в г. Вильнюс из общего числа 111 исследованных отдельных участков газовых сетей 63 участка (57%) имели фактическое отклонение длины  от проектных значений. Число участков с отклонением длины в сторону уменьшения от проектных данных составило 38 (60,3 % от всех остальных участков, имевших отклонения), а с отклонением в сторону увеличения 25 (или 39,7 %)

По г. Каунас эти отклонения / распределялись следующим образом: всего участков с отклонением 50 (или 45,5%) от общего числа исследованных, в том числе в сторону уменьшения 26 (или 52,5 %), в сторону увеличения 24 участка (или 48,0%).

Среднее арифметическое отклонение фактической длины  от проектных значений для 221 исследованного участка составляет по г. Вильнюс 1,3, по г. Каунас 0,6 %, а среднее квадратическое отклонение а по г. Вильнюс было ±9,6, по г. Каунас ±9,0 %.

Вероятностное максимальное явление Р фактических отклонений длины участков городских газопроводов от проектных данных сосредоточивается на оси абсцисс в интервале от -7,5 до +7,5%, а по Литовской ССР составляет 76,5% от всех остальных участков.

Основными причинами отклонения фактических капиталовложений от проектных при строительстве городских газопроводов являются изменения длины участков газопровода; стоимости земляных работ; объемов дорожных работ; стоимости благоустройства; технологии прокладки газопроводов; стоимости материалов и увеличение заработной платы рабочим; уточнение резерва средств на непредвиденные работы и др.

В связи с выявлением значимости каждой категории причин следует проанализировать их в разрезе вероятностного явления Р и отклонений составляющих капиталовложения. В некоторых  случаях удельный вес причин в Вильнюсе и Каунасе различается. Такая причина, как изменение длины  участков газопроводов в процессе строительства, по удельному весу (в процентах) в обоих городах (по вероятности явления Р и по отклонениям составляющих капиталовложений) занимает по сравнению со всеми другими причинами самое значительное место. Например, в Вильнюсе удельный вес (по вероятности явления Р) изменения стоимости материалов и увеличение заработной платы рабочим составляют всего 1,9 %, и эта причина отклонения по своей значимости занимает шестое-седьмое место, а в Каунасе – соответственно 15,7% и второе место. В Вильнюсе удельный вес составляющих капиталовложений из-за изменения объемов дорожных работ равен 2,2%, и эта причина среди других занимает шестое место, а в Каунасе соответственно 16,8 % и второе место.

Приведенные примеры позволяют сделать следующие выводы.

1. Общий уровень среднего квадрэтического отклонения и вскрытие основных причин отклонения фактических капиталовложений от сметной стоимости при строительстве городских распределительных газопроводов не зависят от местной специфики Литовской ССР, и они могут быть распространены и на другие экономические районы СССР (особенно на центральную и северо-западную части страны).

2. Внутриструктурная значимость каждой категории причин отклонения как по вероятностному явлению Р, так и по отклонениям   составляющих    капиталовложений   является    чисто специфическим местным явлением и для каждого города или экономического района может иметь различный уровень.

В целях определения погрешности исходной информации при проектировании и строительстве систем газоснабжения на сжиженном газе в Вильнюсе и Каунасе была проанализирована проектная и фактическая стоимость 48 единиц жилых 3- 5-этажных газифицированных домов. Указанные дома снабжались газом от находящихся вблизи групповых подземных емкостей или от групповых баллонных установок. Анализ фактических данных и их сопоставление с проектными никаких существенных отклонений не выявили. Проектно-сметная стоимость газификации домов на сжиженном газе была в основном равна фактическим капиталовложениям. Это можно объяснить в основном двумя причинами.

1. От момента проектирования объекта (в данном случае жилых домов) до его строительства проходит незначительное время (практически не превышающее 1 года -3 лет). Само строительство газифицированных домов (со сжиженным газом) ведется гораздо быстрее, чем сооружение городских газораспределительных сетей.

2. Характер сбора исходной информации в процессе проектирования (для определения числа газовых приборов: плит, водонагревателей, водяных колонок, групповых подземных емкостей) является чисто детерминированным и дает возможность легко установить проектно-сметную стоимость. Все это позволяет применять более оптимальные методы проектирования и избежать несоответствия проектных показателей фактическим.

Особенно заметные погрешности проектирования ГСГ выявляются при сопоставлении проектных и фактических эксплуатационных   расходов   городского   газового   хозяйства.   Как известно, от момента принятия проектного решения до его реализации проходит 10-12 лет и более. Например, проектные разработки по газификации г. Вильнюс были начаты в 1958 г., срок окончания строительных работ планировался на 1970 г., т. с. реализация проекта была рассчитана на 12 лет.

Проектное решение по газификации г. Каунас было принято в 1959 г. с реализацией его в 1975 г., т. е. на 16 лет. Естественно, что на такой длительный срок невозможно  определить  однозначно многие экономические факторы, и поэтому результаты, полученные на основе детерминированной информации, могут быть только   приблизительными.  Проведенный  анализ  суммарных проектных и фактических эксплуатационных расходов показывает, что степень нашего незнания условий, при которых будет развиваться система городского газораспределения, и ее экономическое функционирование различны. Данные табл. 4.2 наглядно свидетельствуют о том, что фактические эксплуатационные расходы газового хозяйства г. Вильнюс на конец 1970 г. по

всем составляющим их статьям на 82 % превышают заложенные в проектное задание. Особенно большой перерасход был по статьям Заработная плата основная и дополнительная ( + 55,1 %) и Прочие расходы ( + 414,8%). Эти обе статьи составили 78,9 % от удельного веса перерасхода от всех остальных статей. Причиной такого большого отклонения фактических эксплуатационных расходов от проектных является неучет неопределенности исходной информации. Например, проектным заданием не учтены внеэксплуатационные расходы на частичное содержание аппарата работников Главгаза республики (что в стадии проектирования предусмотреть было трудно, так как в то время существовала иная ведомственная структура руководства городским газовым хозяйством). Эти расходы в 1970 г. составили 127 400 руб., и только они привели к перерасходу всех предусмотренных проектным заданием эксплуатационных затрат на 30,5 %.

Разработавшая проектное задание проектная организация не могла предусмотреть, что с III квартала 1965 г. в соответствии с постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 15.07.64 № 620 «О повышении заработной платы работникам просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, обслуживающих население» будет повышена в среднем на 15 % заработная плата работникам городских газовых хозяйств.

Вместе с тем можно предположить, что эксплуатационные расходы на заработную плату (по статье, имеющей самый большой удельный вес) были проектной организацией по городам Вильнюс и Каунас по субъективным соображениям уменьшены. Правдоподобность сказанного доказывается тем, что если бы фактическая численность работающих в городских хозяйствах (ИТР, рабочие, служащие, МОП) почти соответствовала проектным данным (например, в г. Вильнюс фактическое отклонение от проектного задания на конец 1970 г. составило экономию обслуживающего персонала на 17,6%), то по проекту среднемесячная заработная плата одного работающего была бы всего 51 руб.

По г. Вильнюс амортизационные расходы превышены на 69861 руб., или на 41,4 %, по сравнению с заложенными в проектное задание. Для раскрытия причин превышения эксплуатационных расходов по этой статье проанализируем данные табл. 4.3. Как видим, перерасход в основном можно объяснить тем, что фактическая протяженность городских распределительных газопроводов на конец 1970 г. оказалась выше на 31,2 %: вместо намеченных по проекту 263,3 км было проложено 348,8 км, т. е. на 81,4 км больше. Однако следует отметить, что средний диаметр газопроводных сетей по проекту 167 км, а фактически он был 149 км, или на 10,8 % меньше.

Это, наоборот, в какой-то степени повлияло на уменьшение эксплуатационных расходов.

К аналогичным выводам приходим и при анализе эксплуатационных расходов по г. Каунас. Несмотря на то, что указанный объем этих расходов предусматривается проектным заданием в перспективе на конец 1975 г., он уже был перерасходован в 1971 г. на 48,8 % (кроме эксплуатационных издержек, предусмотренных на амортизацию), фактически на конец 1975 г. перерасход составил 1,6 раза.

Сопоставление фактических объемов расхода газа потребителями различных категорий с проектными показало, что они также имеют большие отклонения. Предусмотренный проектом средний объем расхода газа к концу 1970 г. для г. Вильнюс фактически был достигнут лишь на 64,5 %. причем для нужд теплофикации 62,2, для промышленных предприятий 51,9, для газоснабжения населения 67,2, для учреждений коммунально-бытового обслуживания и предприятий городского хозяйства 68,0 %. В отдельных случаях проектный расход газа оказался на практике значительно превышен: для школ на 32,9, для вузов и техникумов на 941,3, на отопление жилых и общественных зданий на 15,6, для прочих неуточненных потребителей на 86,8 %.

Сущность причин отклонения расхода газа иллюстрируют данные сравнительной таблицы потребителей газа. В проектном задании по газоснабжению г. Вильнюс на конец 1970 г. численность населения предусмотрена 320,0 тыс. чел, а фактически оказалось 379,0 тыс. чел., или на 18,4 % больше. Однако фактическая численность газоснабжаемого населения оказалась на 30,9 % меньше по сравнению с предусмотренной в проекте, чем и объясняется отклонение расхода газа на нужды населения в сторону уменьшения от проектных показателей. Перерасход газа на отопление жилых и общественных зданий вызван, сооружением большего, чем предусматривалось проектом строительства и газификации, числа объектов. Согласно проекту к концу 1970 г. следовало отапливать 17,1 млн. м3 жилых и общественных зданий, фактически же эта цифра возросла до 20,84 млн. м3, или на 21,9% больше предусмотренной; в то же время для печного отопления она оказалась ниже проектной на 95 %, а для центрального отопления, наоборот, выше на 50,9%. Значительно отличаются от проектных данных фактическая численность детей в детских садах и яслях (-19,7 %), студентов вузов и техникумов ( + 127,0%), школьников (+10,7%), койко-мест в больницах ( + 86,2%) и т. д.

Анализ потребления газа в г. Каунас показывает, что про ектный уровень его на конец 1975 г. фактически был достигну только на 52,1 % (312013/598397-100 %).

Погрешность исходной информации при определении объемов расхода газа особенно хорошо выявилась в процессе анализа фактических показателей и проектных данных для отдельных промышленных предприятий. Для анализа тем же «слепым» способом были отобраны 53 промышленных предприятия, в том числе 27 в г. Вильнюс и 26 в г. Каунас. На каждом предприятии определялось (в процентах) фактическое отклонение расхода газа от намеченного проектом. Данные о расходе газа на предприятиях г. Каунас брались за 1965 г., так как на этот год приводились соответствующие расчеты в проектной документации. Фактические и проектные показатели для г. Вильнюс сопоставлялись на конец 1970 г.

Если на промышленных предприятиях г. Вильнюс среднее арифметическое отклонение расхода газа от проектных показателей составило -11,6%, то в г. Каунас эти данные были более чем в 5 раз больше (-67,2 %) В связи с таким большим средним арифметическим отклонением на промышленных предприятиях г. Каунас на конец расчетного 1965 г. по тем же самым предприятиям были дополнительно собраны данные о фактическом потреблении газа на 1971 г., т. е. еще на 6 лет вперед. Оказалось, что в среднем объем расхода газа на этих промышленных предприятиях по сравнению с 1965 г. почти не изменился. Если в 1965 г. 26 промышленных предприятий г. Каунас израсходовали 141045, то в 1971 г.- 147 060 тыс. м3. За этот период на них произошли незначительные изменения удельного веса объемов расхода газа. Все это доказывает, что принимаемая в стадии проектирования погрешность исходной информации на промышленных предприятиях г. Каунас была более чем в 5 раз выше, чем на предприятиях г. Вильнюс. Общее среднее арифметическое отклонение расхода газа на исследованных 52 промышленных предприятиях Вильнюса и Каунаса составило -34%, а среднее квадратическос отклонение ±65%- Среднее квадратическос отклонение расхода газа для промышленных предприятий в 3 раза больше такового составляющих капитальных затрат на строительство городских газораспределительных сетей (о=±18,9%) и в 10 раз больше для ГРП (о=±6,1 %).

Плановый период

В итоге анализа установлено следующее:

- погрешность исходной информации при определении эксплуатационных издержек больше, чем при определении капитальных вложений:

- если объекты сооружают в сжатые сроки, то погрешность исходной информации при определении капитальных вложений меньше, чем при строительстве в течение длительного времени;

- для большой системы погрешность исходной информации меньше, чем для малой (по участку погрешность выше, чем по городу, и т. д.);

- при увеличении планового периода (5, 10 лет и больше) погрешность возрастает;

- чем больше плановый период, тем меньше должна быть дробность планов (в территориальном и других отношениях). Так, если определить расход газа на 20 лет вперед, фактически по городу он будет иметь огромную погрешность, по области меньшую, по экономическому району или республике допустимую. Таким образом, в 5-летнем плане потребности в газовом топливе можно планировать по городам, в 10-летнем – по области и в 15-20-летнем -по укрупненным экономическим районам.

Директивность плана может быть повышена за счет увеличения его научной обоснованности, в частности путем оценки необходимых народнохозяйственных резервов, компенсирующей погрешности исходной и искомой информации. Правильно сбалансированный план можно получить только на основе оценки объективных свойств исходной экономической и другой количественной плановой информации.

отрывки, источник: 2 ( см. список литературы )

Комментарии запрещены.

Полезное
Добро пожаловать
На наш новый форум газовиков!

Галерея

images_11 images_15 images_2 images_12