(Еще не оценили)
Загрузка ... Загрузка ...

Органическое топливо, особенно нефть и природный газ, при уже существующем в настоящее время огромном числе его потребителей сможет удовлетворить потребности нашего общества не более чем на 50-70 лет. В перспективе при увеличении потребления топливных ресурсов с каждым годом все более и более будет ощущаться его дефицитность. Объективно возникает сложная задача: необходимо подготовиться к такой ситуации (которая уже сейчас, особенно в зимнее время, серьезно даст о себе знать) и на научной основе оценить, как скажется дефицит газового топлива на потребителе, а также рационально перераспределить имеющееся топливо в народном хозяйстве. Особенно актуально это для Прибалтийских республик, замыкающих Северо-Западную систему магистральных газопроводов. В связи с этим здесь чаще возникают затруднения в нормальном обеспечении потребителей природным газом. Это обстоятельство объясняется отчасти и тем, что потребители, находящиеся ближе к источникам газоснабжения или к газораспределительным станциям, не всегда строго соблюдают установленные почасовые и суточные лимиты потребления газа, часто их превышают. В таком случае и особенно при резком похолодании серьезно нарушаются поставки газа периферийным потребителям, возникает необходимость ограничений в подаче им газа. Вопрос контроля за количеством потребляемого газа и дисциплины потребителей очень серьезен, однако это отдельная проблема, которая частично рассматривается.

Причины нарушения поставок

В настоящее время потребление природного газа в промышленности, сельском хозяйстве и быту, например в Литовской ССР, достигло таких масштабов, что при нарушении газоснабжения возможны очень тяжелые последствия для всего народного хозяйства, тем более что данная система часто функционирует в условиях ограниченных поставок газа потребителя, иначе говоря, в условиях его дефицита. В такой обстановке к ГСГ предъявляются качественно новые требования: как можно лучше приспособиться (адаптироваться) к этим условиям и оптимально обеспечить газом всех потребителей, прежде всего тех, кто гарантирует наиболее высокую экономическую и социальную эффективность, наносит народному хозяйству страны наименьший ущерб.

Причины нарушения поставок природного газа потребителям могут быть различными. Здесь можно выделить ограничения, возникающие из-за неравномерности и превышения лимитов потребления, связанные со спецификой его в праздничные и рабочие дни, с резким изменением метеорологических условий и целым рядом внешних причин, не зависящих от работы ГСГ, например, аварии, нарушения на газовых промыслах добычи, в магистральных газопроводах.

На основании исследований, проведенных автором, установлено, что по Литовской ССР магистральные газопроводы в среднем 6 раз в год ограничивают подачу газа, в том числе три случая приходятся на летний период и три на зимний. Средняя продолжительность ограничений в газоснабжении на каждый газифицированный город составляет 251 ч/год, в том числе в летний период 35, зимний 216 ч, или в 6 раз больше. Как видно из статистических данных, приведенных, наибольшая продолжительность ограничений в газе приходится на первый квартал года. Она составляет 60 % от среднегодичной продолжительности ограничений.

Недоотпуск газа

Только из-за этих ограничений недоотпуск газа городам Литовской ССР за год составляет 5 % от его планового объема, в том числе в летний период 3,3, в зимний 6,7 %. В отдельных случаях продолжительность ограничений в газе очень неодинаковая. Наблюдения в 1970- 1973 гг. показали, что эти ограничения в пяти крупнейших городах Литвы в летний период могут длиться от 17 до 48, а в зимний от 12 до 456 ч (19 сут), а в г. Клайпеда зафиксированы случаи до 624 ч (26 сут). Само собой разумеется, чем больше продолжительность ограничений в газе, тем больше трудностей создастся для нормального функционирования народного хозяйства.

В экстремальных условиях (при большом дефиците газа; резком понижении температуры воздуха; в случае аварий в магистральных и газораспределительных сетях и т. д.) очень важное значение имеют возможности организации резервного топлива. Так до 1967 г. в Литовской ССР газификация городов, энергетических объектов промышленных предприятий проходила при полном удовлетворении всех потребностей в газе. Газифицированным потребителям до того времени практически не было никакой необходимости в резервном топливе (мазут, каменный уголь, торф). В результате часть из них даже в перспективных планах развития предприятий не предусматривала возможностей организации и использования резервного топлива. Разумеется, данное обстоятельство очень скоро показало свои отрицательные стороны, особенно в тот период, когда из-за дефицита газа к потребителям применялись неоднократные ограничения различных продолжительности и степени. В такой ситуации своевременное использование резервного топлива в немалой степени помогает потребителям избежать материального и социального ущерба, вызванного перебоями в газоснабжении.

Организация резервного топлива

Организация резервного топлива является довольно капиталоемким мероприятием. Необходимо иметь целое обособленное хозяйство: резервуары или склады для хранения топлива, специальные подъездные пути, участки подготовки и удаления твердого топлива. Кроме того, возникают дополнительные требования к разработке необходимых мероприятий по сокращению загрязнения атмосферного воздуха и т. д. Каждому крупному потребителю должны быть не только заранее установлены нормативы на продолжительность пользования резервным топливом (от нескольких часов до 5, 10, 15 сут и более), но и безоговорочно гарантированы (и не только на бумаге) необходимые запасы топлива, особенно в зимний период, чтобы в любой критический момент их можно было использовать на производство тепловой энергии.

В структуре организации и использования резервного топлива важное место должны также занимать буферные потребители, природный газ которым следовало бы поставлять только в самых благоприятных условиях (в летний период или при наличии достаточного количества газа в любой другой период года). Такими чисто буферными потребителями, как правило, должны быть электростанции, крупные тепловые котельные, где разница в эффективности использования газа и иного топлива очень незначительна по сравнению с предприятиями других отраслей народного хозяйства. Буферных потребителей, имеющих и обязанных иметь хорошо оборудованное хозяйство резервного топлива (в данном случае основного топлива, так как газ становится резервным топливом) с необходимым запасом его, при дефиците газа целесообразно временно отключать от газовых сетей. Разумеется, для этого необходима гибкая единая система перераспределения лимитов газа и контроля, не зависящая от ведомственной подчиненности, решающая вопросы оптимального газоснабжения и рационального использования с учетом интересов не только отдельных предприятий-потребителей, но и всего региона (города, республики) в целом. Она должна быть подкреплена четкой системой критериев и методологией расчетов. Иначе говоря, при дефиците природного газа на основании принятых критериев и методологии расчетов должна быть определена очередность приоритетов ограничения в газе, обеспечивающая в конкретных условиях наиболее оптимальное функционирование планового хозяйства данного региона и производство товарной продукции.

Перераспределение газопотоков

Для квалифицированного перераспределения газопотоков при дефиците газа очень большое значение имеет детальная классификация потребителей по отраслям народного хозяйства; объему газопотребления и целевому назначению (например, только на отопление помещений; на отопление и частично на технологические цели; на технологические нужды; в качестве сырья); возможностям использования резервного топлива. Само собой разумеется, что при любых экстремальных условиях практически невозможно ограничение в газоснабжении населения, мелких коммунально-бытовых потребителей, так как у них нет возможности заменить газовое топливо другим топливом, причем и удельный вес газопотребления ими по сравнению с общим газопотреблением очень незначителен и максимально достигает 10 %. Иной должна быть точка зрения на других потребителей: промышленные предприятия, районные котельные, электростанции, крупные сельскохозяйственные объекты и т. д.

На указанных потребителей должна падать основная нагрузка ограничений в газе. Однако и здесь могут быть различные нюансы. Возьмем, к примеру, газифицированные промышленные или сельскохозяйственные предприятия. В целях удовлетворения потребностей общества в продукции первой необходимости указанные предприятия выпускают не тождественную с точки зрения важности, продолжительности изготовления и потребления продукцию. Одни промышленные предприятия выпускают телевизоры, электронно-вычислительные машины, другие – пищевые продукты. То же самое и в сельском хозяйстве: у одних газ используется для отопления крупных парников, птицефабрик, у других – для отопления цехов по ремонту тракторов и т. д. Одна продукция жизненно необходима, а другую можно и подождать.

Отсюда и вытекает необходимость в определении по каждому газопотребителю научно обоснованной степени маневрирования крайне возможным ограничением в газе, которое позволило бы минимальное функционирование производственного процесса или не вызвало бы аварийную ситуацию в эксплуатации газового оборудования. Нет сомнения в том, что нормативы степени маневрирования ограничениями в газе необходимо устанавливать, руководствуясь не только ходом технологических процессов производства, но и требованиями об удовлетворении социальных запросов первой необходимости. За данными нормативами должны следовать использование резервного топлива или временное, но полное прекращение газоснабжения.

В городских газовых хозяйствах в настоящее время для крупных городов существуют заранее составленные списки поэтапного ограничения промышленных потребителей на случай аварий и острого дефицита поступления газа (аварийные графики). Однако при их составлении пока что отсутствуют четкие принципы и методы ограничения, в результате чего оказываются неучтенными большое число основных факторов, которыми следует руководствоваться при выборе очередности ограничения или отключения промышленных или других предприятий.

При решении вопросов снабжения городов природным газом очень важен подбор оптимальных параметров распределительных газовых сетей. Во-первых, необходимо обеспечивать технически надежное функционирование систем газопровода, во-вторых, добиваться, чтобы строительство и эксплуатация газовых сетей требовали минимальных денежных и материальных ресурсов.

Таким образом, рост добычи и потребления газа, сооружение мощных магистральных газопроводов и создание сложных городских газораспределительных систем выдвигают в число первоочередных задач также проблему повышения надежности систем газоснабжения, а внедрение комплексной автоматизации, телемеханики и вычислительной техники в городское газовое хозяйство служит реальной основой для ее решения.

отрывки, источник: 2 ( см. список литературы )

Комментарии запрещены.

Полезное
Добро пожаловать
На наш новый форум газовиков!

Галерея

images_7 images_14 images_4 images_9