Загрузка ... Загрузка ...

Понятие «организация управления», разумеется, гораздо шире круга проблем, рассматриваемых в данном разделе. Автор сконцентрировал внимание на наиболее узком в настоящее время месте в организации управления: снабжении природным газом в условиях его дефицита. Это тем более важно, что в масштабе страны до сих пор нет единой, общепринятой и апробированной методологии решения указанных проблем организации управления.

В связи с этим и на основании многолетних научных исследований в данной области и практической деятельности в городском газовом хозяйстве автор пытается обобщить организацию управления городским газоснабжением, раскрыть преимущества этого управления и существенные его недостатки, а также предложить разработанную им структурную схему организации управления городским газоснабжением природным газом, которая позволила бы обеспечить рациональное и эффективное перераспределение объемов газа, более оптимальное управление им.

Коротко проанализируем на примере Литовской ССР (фактически это характерно в большинстве и для других союзных республик) существующую принципиальную схему управления системой газоснабжения и ее недостатки. Одни из наиболее органически необходимых технологических и управленческих звеньев ЕГС – отводы газопроводов от ГРС и распределительные газопроводы (обусловливающие потребителей газа), подчиненные не указанному министерству, а государственным комитетам по топливу союзных республик. В этом и кроются одни из основных противоречий и недостатков управления ЕГС.

Как мы уже отмечали, в технологической и управленческой структуре схемы ЕГС газопотребители должны были бы рассматриваться как последнее звено этой системы, ради достаточного и надежного снабжения газовым топливом которого, в конечном счете, и существует сама система (ЕГС).

Традиционно газопотребителями необходимо считать газифицированный город в целом. Если исходить из этих позиций, то напрашивается вывод, что в составе ЕГС должна быть официально узаконенная категория «газопотребителей». Это вне сомнения создало бы условия для более оптимальной структуры управления газоснабжением, в которой с учетом особенностей газовой промышленности (как самостоятельной отрасли народного хозяйства) и региональных особенностей в республиках появился бы крупный единый производственный комплекс. По такому принципу управления уже много лет успешно работают энергетики нашей страны.

С учетом территориальных особенностей в газовой промышленности страны такой единый производственный комплекс создан в Узбекской ССР – Всесоюзное объединение «Союзузбекгазпром» (г. Ташкент), в состав которого входят все структурные подразделения газовой промышленности и газопотребления, охватывающие скважины, добычу и транспортировку и переработку газа, производство газовых приборов и механизмов, капитальное строительство и организацию газоснабжения потребителей всех категорий. Разумеется, создание аналогичного производственного объединения в условиях систем Прибалтийского региона вряд ли было бы целесообразным. Например, на территории ЛитССР нет ни залежей газа, ни промыслов его добычи, ни крупных объектов по производству газовых приборов и оборудования. Несмотря на это, в ЛитССР также было бы целесообразно объединить в одно управленческое звено все имеющиеся в республике магистральные газопроводы, КС, ГРС и распределительные газопроводы, проектирование и конструирование газовых объектов, вопросы строительства, все газораздаточные станции сжиженного газа, намечаемое в перспективе оборудование ПХГ и т. д.

Основной недостаток децентрализации системы газоснабжения между Министерством газовой промышленности СССР и республиканскими органами управления газовым хозяйством заключается в том, что это не позволяет осуществлять единую научно-техническую политику газификации народного хозяйства,, развития самих организаций газификации, значительного расширения применения и внедрения АСУ, которые требуют точной фиксации рабочих параметров магистральных газопроводов, П С городских газораспределительных сетей и т. д. Это в свою очередь очень затрудняет оперативное управление газовыми потоками и их перераспределение, а также организацию контроля за рациональным распределением и использованием газа.

В то же время, как показывает практика, чрезмерная централизация производственных звеньев также имеет немало отрицательных сторон. Именно в рассматриваемом нами случае может возникнуть опасность, что элементарные вопросы организации газоснабжения потребителей, сама эксплуатация газового хозяйства среди множества более крупных проблем могут оказаться второстепенными вопросами управления и организации производства. В данном случае необходима золотая середина, т. е. такая структура управления газовым хозяйством, в которой каждое крупное звено в единой ведомственной подчиненности могло бы самостоятельно решать возникающие проблемы.

см. далее: Организация управления городским газоснабжением (прод.)

отрывки, источник: 2 ( см. список литературы )

Комментарии запрещены.

Полезное
Добро пожаловать
На наш новый форум газовиков!

Галерея

images_4 images_9 images_8 images_10