
Грузы, применяемые для балластировки газопроводов на подводных переходах и поймах рек, а также на болотных поймах и переходах через болота, изготовляются разных видов и различного объемного веса. Несмотря на то, что чугунные грузы имеют большую объем-
ную массу (около 7,5 т/м3) и более компактные размеры, больше распространены железобетонные грузы, так как применение чугунных балластов вызывает большой расход металла. Так, например, на 1 км газопровода диаметром 500 мм с толщиной стенки 10 мм требуется около 160 т. чугунных грузов. Железобетонные грузы имеют значительно меньшую объемную массу, и для ее увеличения в бетон добавляют железную руду, барий и другие утяжелители.
Железобетонные и чугунные грузы изготовляются различной конструкции: 1) одиночные седловидные (только железобетонные) устанавливаются на газопроводе без прикрепления к нему; 2) кольцевые, состоящие из разъемной пары полумуфт и закрепляемые на газопроводе при помощи стяжных болтов; 3) шарнирные.
Одиночные грузы седловидной формы применяют в основном на болотах и пойменных местах. Для предохранения изоляции газопровода от разрушения при навеске грузов на изоляцию вдоль оси накладываются специальные рейки (футеровка), закрепляемые на газопроводе при помощи проволоки.